Qarabağ Azərbaycandır!
#KarabakhisAzerbaijan
Главная страница | Карабахские истины
Карабахские истины

Образование Нагорно-Карабахской автономной республики.

По мере укрепления Советской власти в России началось восстановление границ царской России. Были даны соответствующие приказы и распоряжения частям XI Красной Армии, укрепившейся на северных границах Азербайджанской Демократической Республики для реализации плана захвата этой республики. 
Силы, поддерживающие советское государство в парламенте Азербайджана, и мартовский бунт, поднятый армяно-дашнакскими сепаратистами в Карабахе, ускорили падение Азербайджанской Демократической Республики. Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая 23 месяца, была свергнута штыками XI Красной Армии и на Северном Азербайджане была установлена Советская власть. Этим начался новый этап вокруг событий Карабаха. 
По рельефу Карабах делится на равнинную часть (аран) и нагорную часть. Эта реальность нашла свое подтверждение и в науке. Так, сын известного кавказоведа М.А.Скибицкого А.М.Скибицкий в статье «Кавказский кризис» пишет: «Горная часть Карабахского ханства в то время называлась Нагорный Карабах. Сюда относились на востоке – Карабахская горная цепь, на западе – земли между горами Зангезура, а также Карабахское плато, отделяющее Верхний Карабаха от Нижнего Карабаха, арана». Как выясняется, территория Карабаха, когда он находился в составе царской России, т.е. земли бывшего Карабахского ханства подверглись различным административным делениям и поэтому понятие «Карабах» потеряло свое прежнее значение. Однако при Азербайджанской Народной Республике (1918-1920) понятие «Карабах» снова приобрело свое прежнее значение. Как видно из высказывания С.Шадунца, приведенного выше, и термин «Нагорный Карабах» был введен в оборот в это же время со стороны дашнаков.
С этого времени понятие «Нагорный Карабах» начало преобретать не только географический, но и политический интерес. После того, как большевики прибрали к рукам власть в Северном Азербайджане, это понятие начинает приобретать административно-политическое значение, превращает¬ся в Азербайджанско-Армянских отношениях и в политическом лексиконе России, вмешивающейся в эти отношения, в одно из основных понятий. В это же время происходит изменение вокруг Нагорного Карабаха с географической точки зрения. Как пишет А.М.Скибитский «карабахская плата приобрела автономию в 1923 году и была названа Нагорно-Карабахский округ или в пределах новых границ Азербайджана – сокращенно Нагорный Карабах». Нагорно Карабахский Автономный округ (НКАО): история создания, синхронизация основных событий и вытекающие отсюда выводы. Для того, чтобы определить принципиальные вопросы, создания Нагорно-Карабахской автономной области точнее чтобы представить этот процесс абсолютно ясно, обратим внимание на основные события, по сути, и синхронно. 
«Из протокола заседания Пленума Кавказского Бюро ЦК РК(б) РМК»
Присутствуют: член ЦК РКП Сталин, члены Кав. Бюро: тов. Орджоникидзе, Киров, Орахелишвили, Фигатнер, Нариманов, Мясников, народный комиссар иностранных дел АзССР Гусейнов. 
Слушали: тов.Орджоникидзе и Назаритян подняли вопрос перерассмотрения  решения прежнего Пленума о Карабахе. 
1.Учитывая важность национального мира между мусульманами и армянами и учитывая достаточно тесные экономические связи Верхнего и Нижнего Карабаха с Азербайджаном, оставить  Нагорный Карабах в составе АзССР с представлением ему широкой областной автономии с Административным центром г.Шуша, оставляемым в составе Автономной Области. Голосуют 4 – за, 3 – воздержались. 
2.Поручить ЦК Азербайджана определить границы Автономной Области с последующим представление на утверждение Кавказское Бюро ЦК РКП. 
3.Поручить президиуму Кавбюро ЦК РКП вести переговоры с ЦК Азербайджана и Армении о кандидатуре в Чрезвычайный Комитет Нагорного Карабаха. 
4.ЦК Азербайджана определить объем автономии Нагорного Карабаха и для утверждения представить Кафбюро ЦК. 
В ходе событий выделяются 2 периода : 1. Период продолжавшийся до решения Кавказского Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической (большевистской) Партии от 5 июля 1921 года и от решения до представления Нагорному Карабаху автономии. 
2. События, связанные с представлением Нагорному Карабаху автономии происходят в основном между Азербайджаном (1 и 2 столбики) и Кавказским Бюро, а потом между Закавказским Краевым Комитетом, а Армения фактически остается в стороне от этих событий. Эти факты требуют, чтобы снова пересмотреть события вокруг Нагорного Карабаха и предоставления ему автономии, восстановления объективной истории создания Нагорно-Карабахской Автономной Области. 
«Декларация Нариманова». 1920, 1 декабря – 1921, 5 июля. После установления советской власти в Азербайджане, при создании Совета Народных Комиссаров на местах назначались чрезвычайные комиссары. На этом основании А.Н.Каракозов (1890-1938) был назначен чрезвычайным комиссаром по Нагорному Карабаху. 
Советское правительство Азербайджана 30 апреля 1920 года дал ноту Армянской Республике и потребовал, чтобы Армения вывела свои войска из Зангезура и Карабаха. В мае было объявлено об установлении Советского правительства в Карабахе. 
В этот период Советская Россия продолжает претворять в жизнь планы советизации Кавказа, выдвигая вперед принципы определения границ новых советских государств, стремилась взять под контроль деятельность существующих и будущих государств. Кавказское бюро Центрального Комитета Коммунистической (большевистской) Партии России затронуло этот вопрос в инструкции, направленной на военно-революционный совет Кавказского фронта от 7 июля. С установлением советской власти в Армении  (1920, 29 ноября) обострился вопрос об определении наряду с внешними границами и внутри них границ. В телеграмме Азербайджанского Революционного Комитета Армянской Советской Республике и в Декларации от 1 декабря говорилось Карабахе и его Нагорной части. Искажение этих документов в Армянской историяграфии полностью доказана. В Декларации было объявлено о предоставлении права трудовому крестьянству Нагорного Карабаха определить свою судьбу. 
А революционный Комитет Армении в Декларации  от 28 декабря сообщал, что перестает претендовать на Нахичевань. Однако, Армения не хотела отдавать Карабах. 
В вопросе определения границ между Азербайджаном и Арменией Нагорный Карабах снова выдвинулся на повестку дня. Кавказское Бюро 3 июня 1921 года приняло решение по поводу отражения в Декларации армянского правительства Нагорного Карабаха Армении. А Совет Нагорных Комиссаров Армении 12 июня это декретировал. Такой ход дела не мог удовлетворить Азербайджан.  В Тифлисе Политбюро Центрального Комитета Азербайджанской Коммунистической Партии и Организационное Бюро был обсужден вопрос о границах Азербайджана с Коммунистической партией Азербайджана  Г.Каминского (1895-1938). На этом заседании было принято постановление, состоящее из 5 пунктов. В первый раз здесь было выражено мнение Азербайджана на самоопределение Нагорного Карабаха: «Единственным решением вопроса может быть широкое привлечение в дело советского строительства армянской и мусульманской массы. В тот же день состоялся разговор прямой линией Нариманова с Председателем Центрального Исполнительного комитета Азербайджана в Тифлисе М.Т.Гаджиевым и Министром Иностранных дел М.Д.Гусейновым. «Нариманов: Скажите , что это мнение Политического и Организационного Бюро. Если они ссылаются на мою Декларацию, то в ней буквально сказано так: Нагорному Карабаху представляется полное право самоопределения. Гусейнов: Хорошо. Все передали. Во всяком случае, думаю, наше решение, безусловно будет встречено весьма холодно». Снова в тот же день Гусейнов сообщил об этом Кавказскому бюро. Было принято решение по этому вопросу созвать чрезвычайный пленум Кавказского Бюро и пригласить в Тифлис Нариманова и Мясникяна. 
Каким образом дана автономия неотъемлемой части Азербайджана решения Пленума Кавказского бюро от 4 и 5 июля 1921 года. На такой почве в Тифлисе было проведено заседание Пленума Кавказского бюро. Учитывая особое значение представляем выписки из протокола заседания Кавказского Бюро от 4 и 5 июля как есть: Армяне стараются доказать, что Сталин сыграл главную роль в принятии постановления Кавказского Бюро от 5 июля. На самом деле фактами не доказано, в чем состояло давление Сталина на заседание Кавказского Бюро Центрального комитета Российской Коммунистической Партии. Одним словом, в канун создания СССР (1922, 30 декабря)  выступающим своим «планом автономизации», борьба за Сталина претворение в жизнь Ленинской идеи Федеративного строения Мирового социалистического государства не кажется правдоподобной. И поэтому вопрос должен рассматриваться более глубоко и подробно:
1.Центр через Кавказской бюро еще раньше создания СССР, при объединении Азербайджанской и Армянской  ССР в союзном государстве, практически вмешиваясь в вопрос о границах, выступал как полномочная сторона. Вопрос о Нагорном Карабахе превратился в вопрос трехстороннего обсуждения;
2.Кавказское Бюро, пользуясь этим «правом», не дало возможность выполнить положение, о самоопределении, объявленное Азербайджаном о Нагорном Карабахе в естественно исторической форме, выразило это как «широкая областная автономия»;
3.Кавказское Бюро с постановлением от 4 июля хотело оказать влияние на Азербайджан, а на следующий день, возвращаясь к этому вопросу, на Армению и хотела обеспечить позицию, выгодную для Центра, и добился этого. Таким образом после постановления Пленума Кавказского Бюро от 5 июля события вокруг Нагорного Карабаха приобрели новое направление Кавказского Бюро, обеспечив выгодное решение для Центра, начало оказывать давление за его реализацию. 
Азербайджанская ССР в результате вынужденного представления Автономии старалась претворять в жизнь свои претензии на Нагорный Карабах, используя возможности вмешиваться в дела предоставления Нагорному Карабаху автономии, обострения отношения между Бюро и Азербайджаном в связи, а проблемой Нагорного Карабаха. 
Эти вопросы должны рассматриваться комплексно. 
Изменения в позиции С.М.Кирова. После принятия постановления от 5 июля руководство Азербайджана должно было претворить его в жизнь. В связи с этим на заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана от 19 июля того же года были одобрены итоги поездки Нариманова в Тифлис, а на заседании Политического и Организационного Бюро Центрального Комитета Коммунистической партии от 20 июля была создана комиссия для подготовки конституции автономной области. Здесь возникает необходимость выяснить один вопрос. Как уже известно, постановлением от 5 июля Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана отведена решающая роль в предоставлении автономии Нагорному Карабаху. Видимо, и этот фактор сыграл важную роль в назначении С.М.Кирова в июле 1921 года руководителем Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана. Именно после того, как Киров фактически стал руководителем Азербайджана изменилось официальное отношение к предоставлении. Нагорному Карабаху автономии и этот процесс задержался на два года. Поэтому позиция Кирова в этом вопросе и факторы, воздействующие на него, должны быть специально исследованы. если обратим внимание на выписку из протокола заседания от 4 июля, то увидим, что тогда Киров выступил против автономии нагорной части Карабаха в пределах Азербайджана, и проголосовал за включение её в состав Армении. На заседаниях Президиума Центрального Исполнительного комитета и Организационного Бюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана 26 сентября мы видим его противоположную позицию. 7 человек из 9 участвовавших в заседании (Киров, Нариманов, Ахундов, Караев, Эфендиев, Стыкалов. Мирзоян, Бунятзаде, Гусейнов) решились просит  Кавказское Бюро. Создается комиссия для сбора материала по этому вопросу. Бунятзаде, председательствующий на конференции ответственных работников, где присутствовали также члены Организационного Бюро Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, переходит на позицию Кирова. Так, что на том заседании отделение Нагорного Карабаха как автономная область в специальном примечании не считалась целесообразной. 
Таким образом, выясняется, что лишь под руководством Кирова формируются новые отношения по вопросу автономии Нагорного Карабаха. Это не было случайным. Киров убедился в ошибочности не только своей позиции, но и постановления Кавказского Бюро предоставить  нагорному Карабаху автономию, вместо того, чтобы утвердить его как неотъемлемую часть Азербайджана, в необходимости выполнения этого постановления в короткий срок. 
Даже тогда, когда прошло 4 месяца после декретирования предоставления Нагорному Карабаху автономии на заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета Коммунистической Партии Азербайджана от 8 октября 1923 года, проходившем по председательством Кирова, было признано, что агитация постановления о предоставлении Нагорному Карабаху автономии среди населения, в особенности среди турков (азербайджанцев) не завершена. 
Как заставили Азербайджан согласиться с предоставлением Нагорному Карабаху автономии? Такой ход событий, послужил причиной беспокойства Кавказского Бюро и началось давление на Азербайджан, чтобы было принято постановление от 5 июля. Это претворялось в жизнь двумя путями. С одной стороны, перед руководством Азербайджана ставится требование, с другой стороны  управленческий аппарат Нагорного Карабаха укреплялся специально присланными кадрами – армянами, которые стремились таким образом ослабить в этом районе влияние Азербайджана. 
Автономизация Нагорного Карабаха шла параллельно с процессом создания Закавказской Федерации и СССР. Несмотря на это, проблемы ее осуществления не пересматривались по принципам, выдвинутым Коммунистической Партии Азербайджана. Наоборот, в феврале 1922 года на первом съезде коммунистический организаций Закавказья, Закавказский Краевой Комитет Коммунистической Партии России, председателем которого был избран Орджоникидзе, как в принятии постановления от 5 июля, так и в его реализации прибегнул к административным-приказным методам. На заседании Закавказского Краевого Комитета от 27 октября 1922 года Центральному Комитету Коммунистической Партии Азербайджана было предложено осуществить постановление от 5 июля. Было принято решение назначить Каракозова председателем Исполнительного Комитета, для того чтобы послать Шадунца на ответственную должность, его командировали в Центральный Комитет Коммунистической Партии Азербайджана от 15 декабря приняло постановление Закавказского Краевого Комитета для исполнения. При совете Народных комиссаров Азербайджанской ССР были организованы Центральная Комиссия по делам Нагорного Карабаха и Комитет состоящий из 7 человек. Несмотря на все это давление на Азербайджан продолжалось. 22 декабря Совет Союзов Закфедерации принял специальное постановление об ускорении процесса предоставления автономии Нагорному Карабаху.
После создания СССР Нагорному Карабаху Нагорному Карабаху требования закавказского Краевого Комитета стали более жесткими. В мае 1923 года доклад Карабахского Комитета Нагорному Карабаху был включен в повестку дня Пленума Закавказского Краевого Комитета. 1 июля Президиума Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана принял решение о декретировании автономии и о предоставлении Коммунистической Партии Азербайджана его проекта Центральному Комитету в течении трех дней. Это решение удовлетворило Закавказский Краевой Комитет. 27 июля на основе докладов Шадунца и Каракозова обеспечение предоставления автономии Нагорному Карабаху в течении одного месяца возложил на Центральный Комитет Коммунистической Партии Азербайджана. 1 июля заседание Президиума Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана под председательством Кирова, слушая вопрос о Карабахе, приняло постановление, состоящее из 6-ти пунктов. От имени Президиума было предложено Центральному Исполнительному Комитету Азербайджана предоставить автономию Нагорному Карабаху, создать «Автономную Карабахскую Область» с центром Ханкенди. Для решения вопросов, связанных с определением границы была создана комиссия (Караев – председатель, члены: Каракозов, Свиридов, Ильдрым и Бунятзаде).
Перевод: Старший преподаватель кафедры Иностранных языков Аббасова Натаван Бакир гызы
АДРЕС
КОНТАКТЫ
СУМГАИТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
г.Сумгаит
43-й квартал, ул. Баку,1
AZ5008
Телефон: +994-18 642-16-20
Электронная почта: info@sdu.edu.az